Если это навсегда: как организовать удаленку и не выгореть

0
10

Если это навсегда: как организовать удаленку и не выгореть

После новогодних праздников многие вышли на работу в соседнюю комнату. Часть компаний решила сделать дистанционный формат работы постоянным. О чем важно заботиться в таких условиях? Рассказывает психолог

Весной 2020 года отношение к удаленному формату работы было как к чему-то диковинному и даже забавному, что «надо просто перетерпеть». С тех пор ситуация изменилась: мы поняли, что коронавирус — это надолго. С 1 января дистанционная работа была узаконена. Еще раньше многие компании решили перейти на удаленный формат работы навсегда: согласно исследованию PwC и НАФИ, треть российских компаний планирует сохранить дистанционный режим минимум еще на год-два, а многие— насовсем, полностью или частично. При этом число рабочих часов при работе из дома увеличилось.

Если это навсегда: как организовать удаленку и не выгореть

Ольга Китаина, практикующий психолог, основатель и CEO сервиса по подбору психологов Alter, руководитель удаленного офиса

Переход на непривычный формат работы для большинства был стрессовым, а адаптация к нему действительно может занимать долгие месяцы. Осмысляя опыт прошлого года, я свела его в некий чек-лист на тему, как помочь себе оставаться продуктивным и не допустить выгорания (многие, к сожалению, успели убедиться, что на удаленке это более чем возможно), если работа из дома— это уже не временное явление, которое нужно «перетерпеть», а часть жизни.

Эти рекомендации основаны не только на моей практике психолога, но и на опыте управления распределенной командой: все сотрудники сервиса Alter с момента основания в 2017 году работают удаленно из разных городов и стран.

Итак, что можно сделать, чтобы удаленка на постоянной основе стала для вас комфортной?

Шаг 1: позаботиться о базовых потребностях

В условиях работы из дома часто не хватает прямой коммуникации, с самоорганизацией также могут возникать проблемы. Многим не хватает личного пространства, сложно удерживать баланс между работой и отдыхом. Некоторым руководителям может казаться, что процессы выходят из-под контроля— в результате они начинают нервничать и требовать от работников больше, чем раньше.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Прокрастинация: почему мы откладываем дела и что с этим делать

На фоне этого просто забыть об элементарной заботе о себе. Вернувшись в новом году к работе, проинспектируйте ваши базовые потребности.

Если это навсегда: как организовать удаленку и не выгореть

Сон и еда: отказывайтесь от необязательных дел в пользу лишних часов сна. Спите и ешьте достаточно, не переедайте. Поставьте на рабочий стол стакан и графин с водой, чтобы они постоянно напоминали о себе. Сделайте запас здоровых перекусов, чтобы даже во время аврала иметь возможность утолить голод.

Физические нагрузки: регулярные занятия спортом повышают уровень энергии (а значит, эффективность), помогают справляться с тревогой и стрессом и улучшают настроение. Кроме тренировок (в зале или домашних), в условиях сидячей работы нужны небольшие прогулки и разминки в течение дня. Чтобы не забывать о них, ставьте напоминания в телефоне.

Общение: поддерживайте связь с коллегами— в рабочих чатах, через видеосвязь, по телефону. Если вы еще не завели чат или группу для неформального общения, сделайте это сегодня— так вы замените утренний кофе и обмен новостями. Может показаться, что общение только отвлекает от работы, но на самом деле в долгосрочной перспективе оно повышает продуктивность [1].

Когда базовые потребности удовлетворены, структурируйте свое время и пространство:

  • Соблюдайте режим. Ложитесь спать и вставайте в привычное время. Делайте такиеже перерывы на отдых и прием пищи, как в офисе. Используйте время, которое вы тратили на дорогу, чтобы позаниматься чем-то приятным для себя.
  • Организуйте четкое начало и конец рабочего дня. Это необходимо, чтобы наладить баланс между работой и отдыхом.
  • Выделите разные зоны для работы и «личной жизни» внутри квартиры. В рабочей части создайте соответствующую атмосферу; постарайтесь сделать пространство эргономичным, однако не забудьте окружить себя приятными вещами: фотографиями, сувенирами, красивыми канцелярскими принадлежностями. Работая из дома, не обязательно надевать деловой костюм— но не оставайтесь в пижаме. Позвольте себе обычную удобную и приятную вам одежду.

Если это навсегда: как организовать удаленку и не выгореть

Шаг 2: внедрить систему тайм-менеджмента

Устанавливайте границы продуктивности и отдыха. Например, договоритесь с собой не трогать телефон 15 минут. Посмотрите, как вы справляетесь. Затем постепенно увеличивайте промежутки. Это помогает сохранять фокус [2].

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Курс первой помощи: как помочь пострадавшему выжить и где этому научиться

Пользуйтесь техниками, которые повышают концентрацию. Например, Pomodoro [3]: эта программа делит работу на отрезки («помидоры») по 30 минут, из которых 25 минут— непрерывная работа, 5 минут— перерыв, каждые четыре «помидора»— длинный перерыв в 15–30 минут.

Практикуйте медитацию хотябы по несколько минут, но регулярно. Это поможет развить осознанность.

Протестируйте разные системы тайм-менеджмента и выберите ту, которая больше всего подходит именно вам.

Если это навсегда: как организовать удаленку и не выгореть

Шаг 3: выстроить границы

Не всем удается уединиться в квартире и спокойно поработать. На удаленку могли перевести всех членов семьи. Что делать, если домашние отвлекают от работы?

Тут поможет принятие того факта, что если у вас есть партнер, дети, домашние питомцы— скорее всего, работа никогда не будет «мирной и тихой». И это та самая «новая норма».

Удерживайте границы с другими взрослыми членами семьи. Проговорите четко, как, где и в какое время вы будете работать. Договоритесь, когда отвлекать друг друга можно, когда— нет (например, во время важного звонка или закрытия дедлайна).

Детям также требуются здоровые границы. Донесите до них четко, когда вас можно и нельзя беспокоить; когда вы будете уделять им время. Можете придумать интерактивный способ это сделать: например, выставлять какую-нибудь игрушку около двери, за которой вы работаете. Составьте расписание: договоритесь, что вы будете проводить вместе, скажем, 20 минут каждые два часа.

Если это навсегда: как организовать удаленку и не выгореть

Помогите детям спланировать занятия. Совместно составьте план, чем и когда они будут заниматься. Если день будет структурирован, дети с меньшей вероятностью станут вас отвлекать и требовать немедленного внимания.

Разделяйте заботу о детях с другими членами семьи. Партнерские отношения и поддержка сейчас особенно важны.

Как вести себя, если вы начальник и вам нужно руководить удаленным офисом?

Вы лидер, поэтому на вас ложится больше нагрузки по поддержке сотрудников. На удаленной работе команда особенно в вас нуждается.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Аллергия на солнце: как защитить кожу и что делать, если она пострадала

Помните, что важна постоянная, четкая и прозрачная коммуникация. Объясняйте сотрудникам ситуацию, открыто рассказывайте свою позицию, обосновывайте принятые меры. В ситуации неопределенности (а она, несмотря на успехи в борьбе с пандемией, все еще сохраняется) общая тревожность повышается— любая недосказанность мгновенно порождает домыслы. Сотрудникам важно видеть, что у руководства есть план действий и оно последовательно его реализует.

Будьте внимательны к эмоциональному состоянию сотрудников, следите, не появляютсяли у них признаки выгорания [4]. Скажите, что вы открыты к общению, проявляйте эмпатию и поддержку.

Если это навсегда: как организовать удаленку и не выгореть

Уделяйте большее внимание мотивации сотрудников. Помните о том, что им может быть сложно соблюдать баланс между работой и домом.

Уделите внимание планированию и синхронизации рабочих процессов. Проследите, чтобы у сотрудников был удаленный доступ к необходимым документам и ресурсам, чтобы они могли свободно связываться друг с другом. Это поможет снизить тревогу и обезопасит команду от лишних переживаний.

Придумайте какую-то социальную активность и встречи— онлайн или офлайн. Большинству людей важно чувствовать себя не в полной изоляции, а ощущать поддержку других.

Не забывайте поддерживать и себя. Возможно, стоит создать чат или созваниваться с другими знакомыми руководителями, чтобы обмениваться опытом, давать рекомендации, поддерживать друг друга, если возникают трудности.

Помните: вы не одни. За минувший год мы все в ускоренном режиме прошли через перемены, на многие из которых, по-хорошему, нужны годы; эти изменения происходили стихийно, в большом количестве и затронули все сферы жизни. Наша психика до сих пор адаптируется к новой реальности. Многие люди проходят через теже сложности. Важно проявлять заботу, понимание и поддержку как в сторону окружающих, так и в свою.

И если вы чувствуете, что не справляетесь сами, не стесняйтесь обратиться за профессиональной помощью. Своевременная поддержка психолога поможет преодолеть кризис с минимальными потерями и быстрее адаптироваться к ситуации.